О ты, чьей памятью кровавой…
12 Мая

В истории русской живописи фамилия Верещагин встречается часто. Дело в том, что в XIX веке в России прославились два художника Верещагина — Василий Петрович (1835–1909) и Василий Васильевич (1842–1904). Сегодня мы вспоминаем младшего и более известного.
Жизнь Верещагина — первоклассный приключенческий роман. Военный быт он знал досконально, многое видел своими глазами, немало дорог исходил, сражался, рисковал жизнью. Он и погиб как герой. Пожилой художник отправился на Русско-японскую войну. Там он и погиб 31 марта 1904 года вместе с адмиралом С.О. Макаровым при взрыве на мине броненосца «Петропавловск» на внешнем рейде Порт-Артура. Память о нём не рассеялась в батальном дыму. Верещагин и сегодня один из самых почитаемых русских художников, а многие его работы остаются знаковыми — как «Апофеоз войны» или «Скобелев под Шипкой». Без них наше постижение истории выглядело бы беднее. Верещагин был не только участником и иллюстратором текущих событий военной истории. Его интересовало и прошлое. Осмысление Отечественной войны 1812 года в конце XIX века обрело новое дыхание. На многих повлиял роман Льва Толстого, вышли в свет и новые капитальные исторические исследования. Шла речь об увековечивании памяти героев великого противостояния. Верещагин свободно читал французские и немецкие книги и, приступая к циклу «Наполеон в России», изучил материал весьма основательно. Художник даже написал дельную серьёзную книгу «Наполеон I в России. 1812. Пожар Москвы. — Казаки. — Великая армия. — Маршалы. — Наполеон». Она и ныне не потеряла ценности. В концепцию Верещагина входило намерение «показать великий национальный дух русского народа», а также «свести образ Наполеона с того пьедестала героя, на который он внесен». Но он решал эту задачу без подтасовок, без окарикатуривания. Получилось 20 картин, а также этюды, рисунки и незаконченные композиции. Картина «Наполеон на Бородинских высотах» задавала тон всему циклу. Мы видим Бонапарта утром 26 августа 1812 года. Классическая поза завоевателя: нога на барабане, полная сосредоточенность. Маршалы вглядываются в необозримое русское поле, настроены они решительно. Ждут приказа от своего императора. Захватчики готовы к сражению.
Картины Верещагина выставлены в московском музее 1812 года.