Карнавал в финале холодной войны
22 Июля 2025
40 лет назад в Москве открылся XII Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Многим он запомнился песнями, плакатам и талисманом фестиваля – русской красавицей Катюшей. Но у молодежного форума был и богатый политический подтекст.
Фестиваль состоялся в условиях последнего витка напряжения во взаимоотношениях СССР и США. Гонка вооружений достигла пика, как и пропагандистское противостояние. Времена «разрядки международной напряженности» прошли. Президент Рональд Рейган, выбравший путь открытой конфронтации с Москвой, говорил о «крестовом походе» против «империи зла». В марте 1985 года, после смерти Константина Черненко, генеральным секретарем ЦК КПСС стал Михаил Горбачев, сразу энергично принявшийся за дело. Он резко отличался от предшественников. Но весной и летом 1985 года Горбачев пытался сочетать новые политические веяния с установкой на преемственность с прошлыми – «брежневскими» - временами, которые еще не окрестили «застоем». Вот и фестиваль готовили с 1983 года, а в 1984-м уже состоялись торжественные мероприятия в Гаване – столице предыдущего молодежного форума.
В стране были живы воспоминания о таком же фестивале 1957 года, который во многом открыл Советский Союз для мира и мир – для Советского Союза. В 1985 году международных связей было больше, но фестивальное движение оставалось значимой силой, было одной из альтернатив западному образу жизни и давало возможность выразить себя противникам капитализма и гонки вооружений. Таков был политический стиль фестивалей, но не менее важным стало культурное, научное, образовательное сотрудничество, развитие туризма.
Председателем Советского подготовительного комитета фестиваля стал первый секретарь ЦК ВЛКСМ Виктор Мишин. Для фестиваля использовали еще не успевшую устареть инфраструктуру, созданную к Олимпиаде-1980. Гостиничные комплексы, стадионы, парки, транспорт, возможности для прямых телетрансляций – все это удалось задействовать. Мишин утвердил в ЦК лозунг фестиваля — «За антиимпериалистическую солидарность, мир и дружбу».
Открытие состоялось 27 июля в Лужниках – на стадионе имени Ленина, где собрались сто тысяч гостей. Мишин объявил XII Всемирный фестиваль молодежи и студентов открытым. В небо Лужников взмыли тысячи белых голубей. С приветственной речью выступил Горбачев, удививший умением говорить легко и свободно.
Он подчеркнул: «Такие фестивали — всегда большой праздник, большое международное событие. Праздник потому, что встречаются молодые представители всех континентов, люди различных мировоззрений, национальных традиций. Встречаются для того, чтобы поделиться всем лучшим, что есть в духовной сокровищнице каждого народа, и тем самым открывают кратчайший путь к взаимопониманию и дружбе. Советские люди искренне рады этой встрече, и их сердца открыты для вас». Горбачев акцентировал внимание на преданности советской молодежи «благородным идеалам гуманизма, мира и социализма», говорил об антиимпериализме, который должен объединить прогрессивные силы во всем мире. Но, в отличие от повестки дня 1957 года, ни разу не упомянул о коммунизме…
И все-таки участники фестиваля продемонстрировали всему миру, что в мире повсюду существуют силы, готовые бороться против американской гегемонии, против «мира доллара». Несколько дней на фестивале работал Антиимпериалистический трибунал. На нем дали свои показания 112 свидетелей из 54 стран – участники национально-освободительного движения, беженцы, жертвы голода, безработицы, эксплуатации детского труда.
28 июля 1985 г. на московском стадионе «Динамо» состоялось масштабное театрализованное представление «Мир победит войну!», которому предшествовал «Звездный марш» участников фестиваля по Ленинградскому проспекту.
Чем еще запомнился фестиваль? Спорами, концертами и прогулками до утра по Москве-реке и улочкам советской столицы, в которым перезнакомились представителя полутора сотен стран со всех континентов. Под песню «Ах, карнавал, удивительный мир…» Обширная культурная программа включала состязания артистов балета, молодых оперных вокалистов, виртуозов цирка. Выступили на фестивальных площадках и десятки рок-групп, включая советскую – «Диалог». Для тогдашнего СССР это была новая стилистика.
Не обошлось на форуме и без спорных моментов. Несколько раз представители разных стран поднимали на фестивальных конференциях неудобную тему боевых действий в Афганистане. Представители Албании и Китая (несмотря на нормализацию отношений между СССР и КНР) отказались от участия в официальных мероприятиях фестиваля. Раньше времени покинули Москву представители Ливии, считавшие, что на фестивале недостаточно резко клеймят политику Израиля.
Судя по мемуарам, Горбачев был не вполне доволен фестивалем, скорее – извлек из него уроки. Он считал, что необходимо больше открытости, больше откровенности, что не стоит бояться публичных дискуссий с противниками. Фестиваль стал последним грандиозным международным форумом, который прошел в традициях холодной войны. Очень скоро в Советском Союзе воцарится гласность, генеральный секретарь заговорит о решительном обновлении, а настороженное отношение к «империалистам» сменится декларациями дружбы. В мире (особенно на Западе) начнется «горбимания» и мода на советскую символику. В 1985 году можно было разглядеть лишь робкие ростки этого феномена. Тем и интересен этот фестиваль культурологам – как «пограничное явление».
Елена Грачёва