Прощание
16 Июня

В первые недели войны не было темы важнее и острее. Прощание. Они уходили добровольцами, уходили на фронт защищать Родину. И почти каждый оставлял дома любимую женщину — мать, невесту, жену. Прощания потом продолжались всю войну. К ним добавились письма с фронта и похоронки. Художники не могли пройти мимо этой трагедии.
Художник Рем Ермолин побывал по обе стороны прощания. В автобиографии он писал: «Отец, Николай Иванович, был батальонным командиром бронетанковой школы НКВД, мать, Варвара Ивановна, работала писарем-машинисткой 3-го стрелкового полка. В 1941 году после начала Великой Отечественной войны я и брат Владимир эвакуировались с ленинградскими детьми в Некрасовский район Ярославской области». А потом он сам достиг призывного возраста и пошёл на фронт.
К 1970-м годам для фронтовиков в искусстве человечность стала важнее героики. Война давно отгремела, однако боль потерь не утихла. Тогда-то Ермолин, уже ставший известным художником, и обратился к теме прощания, к теме первого дня войны… «Я видел, как уходили на фронт от неначатой ещё жизни, от только обретённой любви. Видел, как возвращаются солдаты с надеждой, что их ждут. Видел и смерть ветеранов...».
Первый день войны он показал без выстрелов, без авианалётов. Мы не видим ни красноармейцев, ни гитлеровцев. Перед нами не Москва, не Ленинград, не Киев и не Севастополь. Тихий посёлок, таких на Руси тысячи и тысячи. Возможно, война не дойдёт до него, но она прошла через каждую семью, через каждую избу.
Свинцовое небо, неуютный, мрачный летний день. Недостроенный бревенчатый дом. Значит, молодая семья недавно начала обустраиваться. Она, наверное, совсем ещё девчонка, её лица мы не видим. Он старше. Надёжный крепкий человек. Крестьянин, плотник, он станет хорошим бойцом. В первый день войны они уходят на фронт — под свинцовым небом, по первому призыву страны. Вернётся ли он к своему недостроенному дому? Такова правда 22 июня. Глазами художника, видевшего и не забывшего этот день.