Смена караула
16 Июня

Эта картина классика русской исторической живописи Николая Ге не так известна, как его же полотно, посвящённое Петру I и царевичу Алексею Петровичу. По обыкновению художник дотошно изучал мемуары, живопись той эпохи и не менее дотошно воспроизвёл детали того времени. На полотне запечатлена мимолётная ситуация, когда у гроба императрицы Елизаветы, скрытого от зрителя за пределами холста, случайно встретились и тут же разошлись августейшие супруги — император Пётр III и великая княгиня Екатерина Алексеевна. Новоявленный российский государь в парадном белом мундире, так не соответствующем траурному настроению, увёл за собой большую часть придворных. Хотя на первом плане у Ге всё-таки Екатерина. Он уязвлена, несколько напугана, но не сломлена. И траур по Елизавете она соблюдает с достоинством, подобающим монархам. Так вспоминала те дни Екатерина Дашкова: «Императрица приходила почти каждый день и орошала слезами драгоценные останки своей тетки и благодетельницы. Ее горе привлекало к ней всех присутствующих. Петр III являлся крайне редко, и то только для того, чтобы шутить с дежурными дамами, подымать на смех духовных лиц и придираться к офицерам по поводу их пряжек, галстуков или мундиров».
Чтобы передать столкновение характеров, Ге достаточно одной героини... По части психологии он признанный дока среди художников. Любители живописи оценят мастерство художника, тонко передавшего светотени.