Александр в Персии
25 Июня 2025
Александр Македонский был одним из немногих героев античности, о котором никогда не забывала средневековая Европа. Книги о нем веками оставались главным чтением будущих рыцарей, монархов, полководцев. Неудивительно, что баварский герцог Вильгельм IV в 1528 году заказал художнику Альбрехту Альтдорферу написать картину именно на этот сюжет – битву македонцев с персами при Иссе.
Помпейская мозаика, изображающая Александра в бою, в то время еще не была известна. Но Альтдорфер создал нечто похожее – по масштабам, даже по некоторым художественным приемам. Поражает контраст между сравнительно небольшим размером картины и грандиозностью изображенной панорамы – многофигурной, космической. По репродукциям эта композиция представляется безбрежной…
Мозаика в Помпеях
По традициям того времени, немецкий художник перенес исторический сюжет в знакомые ему декорации и переодел воинов Александра в одеяния XVI века. В этом – мера условности. Мы видим альпийский пейзаж. Исса выглядит иначе. Альтдорфер одним из первых живописцев стал писать пейзажи, полные восхищения, преклонения перед природой. В Персии всё было не так. Но как точно и скрупулезно художник прописал закат, облака, дым над водой… Сражение идет на фоне вечности.
Не смущаясь фантазий, Альтдорфер отобразил главное: ощущение грандиозности исторического свершения. Он создал в красках целый мир, две великие армии. Мы видим – как с птичьего полета – генеральное сражение Европы и Азии, в которой македонские фаланги оказались сильнее персидского воинства. Художник запечатлел решающий момент битвы. Македонская кавалерия в сверкающих доспехах двумя клиньями врезается в строй врагов. Персы дрогнули. Ещё немного и они бросятся в бегство. Александр уже преследует Дария, отступающего на колеснице. Альтдорфер, скорее всего, держал в уме и события, которые потрясали Европу, когда он работал над картиной. Османы приближались к Вене, это было время их наивысшего могущества. Тем важнее было напомнить о временах, когда Запад оказался сильнее Востока.
Эта картина – один из первых шедевров исторической живописи и образец для многих поколений баталистов. В ней и воображение, и поступь истории, за которой художник наблюдает с благоговением. А надпись на штандарте повествует о победе великого полководца, ставшего властителем полумира.
Елена Грачёва