Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

Что почитать и что увидеть в январе

№133 январь 2026

Соловьев К.А., Шелохаев В.В.

Петр Аркадьевич Столыпин. Драма реформатора

М.: АФК «Система»; «Политическая энциклопедия», 2025

IMG_3530.png

В книге признанных специалистов по истории предреволюционной России, докторов исторических наук Кирилла Соловьева и Валентина Шелохаева политическая биография председателя Совета министров Петра Столыпина (1862–1911) рассматривается на фоне драматических перемен, которые переживали Россия и мир в начале XX века. В центре внимания – программа реформ, пути их реализации и результаты, достигнутые в предвоенный период. Впервые в историографии предпринята попытка дать целостную характеристику системы взглядов премьер-министра, реконструировать свойственный для него понятийный аппарат. Как отмечают авторы, с самого начала имя Петра Столыпина и проводимый им политический курс были восприняты общественным мнением и массовым сознанием страны, вздыбленной революцией, неоднозначно: «Одни считали молодого провинциального политика, оказавшегося по воле царя на вершине политической пирамиды, "калифом на час"; другие питали надежду, что чиновнику, доказавшему свою эффективность на посту саратовского губернатора, удастся достойно проявить себя и в новом высоком качестве: справиться с разгулявшейся "революционной стихией", стабилизировать политическую обстановку в стране». Впрочем, «были и те, кто сразу же принял Столыпина в штыки, и чем дальше, тем больше они раздували огонь ненависти, готовили против него террористические акты».

Изначально консерваторы встретили и самого политика, и его «твердый курс» на подавление «революционных эксцессов» в буквальном смысле «на ура». Однако по мере ознакомления с системными реформами правительства их поддержка сменилась растущим отторжением. Своеобразная аберрация восприятия образа Столыпина и его политики произошла и в либеральной среде. Вначале либералы даже питали надежду на возможность заключить с ним «выгодное» соглашение. Но постепенно и среди них все громче стали звучать критические нотки в адрес премьер-министра, множились разногласия по многим внесенным в Думу законопроектам. Социалистический же спектр общественного мнения оставался верным себе: Столыпин и его курс рассматривались социалистами как категорически неприемлемые. Мало что изменилось в оценках личности, а также политической роли реформатора и после его трагической гибели в сентябре 1911 года. Либерально-демократические силы, пришедшие к власти в результате Февральской революции 1917 года, выразили свое отношение к памяти Петра Столыпина варварским актом разрушения его памятника в Киеве. Большевистский Октябрьский переворот на многие десятилетия закрепил в советском общественном сознании, а также в исследовательской и научно-популярной литературе крайне негативную оценку личности и деятельности царского премьера.

Общественный интерес к нему самому и проводимым им реформам возродился лишь с изменением политической ситуации в конце 1980-х – начале 1990-х годов. И все же «страсти по Столыпину» до сих пор не улеглись. Авторы книги на протяжении 30 лет собирали материалы об одном из выдающихся государственных деятелей России. Их работа в отечественных и зарубежных архивах, тщательный анализ прессы самых разных политических направлений, а также опубликованных и неопубликованных писем позволили создать всесторонний портрет реформатора и детально изучить его деятельность, направленную на создание новой и сильной России.

 

 

Воскобойников О.С.

Тысячелетнее царство: Христианская культура Средневековой Европы

М.: Альпина, 2025

0199140b-5956-7e3d-a616-0791cf4aa630.png

«Средневековые люди не были ни глупее, ни ограниченнее, ни догматичнее нас. Только согласившись с этим, имеет смысл начинать исследование средневековой культуры», – отмечает автор книги, доктор исторических наук Олег Воскобойников. В монографии представлена общая картина развития христианской культуры Европы с эпохи Отцов Церкви до ее апогея на рубеже XIII–XIV веков. Наряду с общепризнанной классикой и шедеврами рассматриваются малоизвестные, недавно открытые и почти не изученные памятники словесности и изобразительного искусства. Анализ конкретных произведений сочетается с авторской интерпретацией общих тенденций развития культуры и подкреплен научным аппаратом.

 

 

Козляков В.Н.

«Большой спор» о Смуте. Великое посольство 1615–1616 годов

СПб.: Наука, 2025

syd4wduytm51m66kgokf0kleh3eajwke.png

В книге доктора исторических наук Вячеслава Козлякова впервые представлено полное описание Великого посольства 1615–1616 годов во главе с боярином князем Иваном Воротынским и переговоров о мире с комиссарами Речи Посполитой. В Московском государстве стремились добиться признания царского титула Михаила Романова, освобождения из плена его отца митрополита Филарета и удержания отторгнутого Смоленска. Польско-литовская сторона, в свою очередь, настаивала на праве королевича Владислава на московский престол и требовала новых территориальных уступок. Переговоры проходили при посредничестве представителя Священной Римской империи, образно определившего этот династический спор как столкновение «огня и воды». Приведенные в работе яркие цитаты из источников позволяют понять образ мыслей и тактику как московских послов, так и комиссаров Речи Посполитой, оценить роль Боярской думы в принятии дипломатических решений и проследить настойчивую борьбу за признание власти царя Михаила Федоровича. На основе документов из архива Посольского приказа и Статейного списка посольства 1615–1616 годов реконструируются ход переговоров и споры об условиях несостоявшегося мира. В приложении к монографии публикуется обнаруженный автором «Перечневый список» московской казны, разграбленной во время пребывания в столице иноземного гарнизона в 1610–1612 годах.

 

 

Пчелов Е.В.

Государственная геральдика на печатях Московского царства: типология изображений

М.: Старая Басманная, 2025

hgjfkd.png

Традиционно считается, что история государственной геральдики России восходит к концу XV века, когда на известной двусторонней печати Ивана III впервые появилось сочетание эмблем – всадника, побеждающего дракона, и двуглавого орла. Самый ранний сохранившийся оттиск этой печати датируется июлем 1497 года, а матрица, по предположениям исследователей, относится к началу 1490-х. В монографии прослеживается история государственной символики на печатях русских великих князей и царей в период с конца XV по XVII век. Автор выделяет устойчивые изобразительные типы геральдических символов, анализирует их эволюцию в сфрагистике, а также особенности взаимодействия и бытования.

 

 

Верт П.

1837 год. Скрытая трансформация России

М.: Новое литературное обозрение, 2025

i851894.png

Профессор исторического факультета Университета Невады Пол Верт считает, что будущая реформаторская эпоха в России зарождалась в недрах николаевского правления. В центре исследования – 1837 год, вобравший в себя ряд знаковых событий: от гибели Пушкина и пожара в Зимнем дворце до возникновения провинциальной прессы, русской оперы и первого визита Романовых в Сибирь. Анализируя ключевые векторы развития страны, автор приходит к выводу, что именно с этого года началась медленная, но фундаментальная трансформация общественно-политического устройства государства.

 

 

Караулов С.В.

Эстетика Петербурга. Дворы Северной столицы, в которых оживает история

М.: Бомбора, 2025

Эстетика-Петербурга.png

Новая книга петербургского краеведа Сергея Караулова посвящена исследованию одного из самых самобытных феноменов архитектуры города на Неве – дворам-колодцам. Когда-то они возникли как рациональное решение градостроительных задач, навеянное образцами европейской застройки, а на сегодняшний день стали настоящим символом Петербурга, хранящего свои тайны за величественными фасадами. Рассказ автора дополнен фотопортретами и занимательной информацией о дворах, которые были свидетелями многих событий.

 

 

Роденков А.И., Лихолат К.В.

Изразцовые печи Петербурга. Заводы Великого княжества Финляндского

М.: Кучково поле Музеон, 2025

76335089.png

Прекрасно иллюстрированное издание знакомит с лучшими образцами декоративно-прикладного искусства рубежа XIXXX веков – изразцовыми печами и каминами, созданными в Великом княжестве Финляндском и сохранившимися в Северной столице до наших дней. Открывает книгу исторический обзор, посвященный петербургским заводам, выпускавшим изразцовые печи и камины, а также их рекламной и выставочной деятельности. Одновременно рассказывается, как менялись вкусовые предпочтения горожан от периода историзма к эпохе модерна. Отдельное внимание уделено изделиям, созданным по проектам петербургских архитекторов.

 

 

Программные документы Белого движения. Сборник

Сост. и ред. С.В. Волков, В.Г. Хандорин

М.: Издательство Ruinaissance, 2025

ytbdnms.png

Книга представляет собой сборник материалов, отражающих идеологию, программу и политику белых правительств периода Гражданской войны 1918–1922 годов. В документах рассматриваются ключевые направления их деятельности: внешняя и внутренняя политика, государственное и национальное строительство, экономика и социальные отношения, включая земельный и рабочий вопросы. Ряд источников позволяет проследить эволюцию программы белых властей по отдельным вопросам, а также выявить региональные особенности их политики. Многие из документов публикуются впервые.

 

 

Распад Югославии. Тридцать лет спустя

Отв. ред. и сост. С.А. Романенко

М.: Издательство ИНИОН РАН, 2024

7029094402.png

Коллективная монография посвящена распаду Социалистической Федеративной Республики Югославия. Авторы проводят междисциплинарный анализ событий 30-летней давности, рассматривая их в контексте как внутреннего развития многонационального государства, так и международных отношений, прежде всего – периода окончания холодной войны. Важной задачей было выявление взаимосвязи этих двух процессов.

 

 

3 октября – 11 января 2026 года

…И пришли мне чтения доброго

Государственный музей истории религии

Санкт-Петербург, Почтамтская улица, 14

рпа.png

Выставка, посвященная русской рукописной книге и ее читателям, построена на материалах XV–XVII столетий, сюжеты которых восходят к XI–XII векам. Более 150 экспонатов – от церковной литературы и сборников житий до азбук, букварей, лубочных картин и книг из домашнего обихода крестьян, купцов, ремесленников и солдат – наглядно демонстрируют, что русская книжность была достоянием не только духовенства, но и простых людей. Экспозицию дополняют иконы, литографии, образцы древнерусской одежды, предметы быта, создающие исторический контекст. Среди ключевых памятников – сборник поучений для мирян «Измарагд» конца XV века, нравоучительные повести «Яков Еврей» и «Пчела» (1643), а также «Путешествие по святым местам находящимся в Европе, Азии и Африке села Павлова жителем Киром Ивановым Бронниковым, совершенное в 1820 и 1821 годах» с экслибрисами графа Дмитрия Шереметьева.

 

 

4 октября – 1 февраля 2026 года

Еще ничего не решено. Люди 20-х годов

Иркутский областной историко-мемориальный музей декабристов

Иркутск, переулок Волконского, 10

2dafbb17c5157764dc066de89e4ded09.png

Концепция выставки перекликается с творческим замыслом Льва Толстого: как и писатель, начавший с романа о возвращении декабриста из ссылки и пришедший к «Войне и миру», экспозиция оставляет героев накануне восстания, до событий на Сенатской площади. Каждая комната особняка превращается в отдельную «сцену эпохи», где разворачиваются события того короткого, но насыщенного исторического периода, который длился менее 10 лет. Выставка не просто предлагает хронологический рассказ о времени больших споров и идей, а приглашает к размышлению: существовали ли альтернативные пути развития тех событий? Можно ли было разрешить накопившиеся противоречия иначе? Могла ли вообще история пойти другим путем?

 

 

11 октября – 1 февраля 2026 года

Москва и москвичи в эпоху Николая I

Государственный музей-заповедник «Царицыно»

Москва, Дольская улица, 1, стр. 6

Nikolaj-I-3.png

Выставка охватывает ключевой 30-летний период истории Москвы – от коронации Николая I в 1826 году до кончины императора в 1855-м, раскрывая жизнь города через быт, нравы и судьбы его обитателей. Экспозиция объединила более 250 уникальных предметов из 21 музея, частных коллекций и главной библиотеки страны. В их числе – живописные полотна и литографии, парадные портреты и архивные документы, книги и образцы декоративно-прикладного искусства. Тщательно подобранные артефакты и современные технологии позволят гостям ощутить контрасты эпохи. Здесь соседствуют монументальные достижения, такие как строительство Большого и Малого театров, открытие железнодорожного сообщения между Москвой и Петербургом, сооружение Большого Кремлевского дворца и храма Христа Спасителя, и живая повседневность: атмосфера салонов, в которых в неформальной обстановке собиралась интеллектуальная элита, и трактиров с блюдами истинной русской кухни.

 

 

18 декабря – 23 февраля 2026 года

Поиски архаики в эпоху модерна: к 150-летию А.А. Миллера

Российский этнографический музей

Санкт-Петербург, Инженерная улица, 4/1

1743-54.png

Выставка приурочена к юбилею Александра Миллера (1875–1935) – выдающегося археолога, этнолога, музейного деятеля и коллекционера. В основу экспозиции лег жизненный и профессиональный путь ученого. Его научный метод был направлен на поиск и фиксацию этнографических материалов, отражавших древние черты местных культур. Среди экспонатов – орудия горного земледелия, разнообразные ремесленные инструменты, предметы прядения и ткачества, уникальные костюмы, раритетные ковры, архаичные ювелирные украшения, а также предметы культа местных верований и мировых религий. Эти вещественные памятники дополнены экспедиционными фотографиями, знакомящими с культурным ландшафтом и воссоздающими живую атмосферу повседневности.

 

 

18 сентября – 1 марта 2026 года

Следопыты земли московской: история московской археологии

Музей археологии Москвы

Москва, Манежная площадь, 1а

5359394027880971505_cr.png

Новая выставка из цикла «Следопыты земли московской» детально освещает ключевые этапы археологического изучения столицы. Отправной точкой стал 1933 год, когда между Метростроем и Государственной академией истории материальной культуры был заключен договор на археологические работы в зоне прокладки первой линии метрополитена. В результате был собран уникальный материал по истории и топографии средневековой Москвы, подтвердивший результаты архивных исследований ученых. На выставке посетители познакомятся с историей московской археологии ХХ и XXI веков благодаря представленным фотографиям, документам и материалам раскопок.

 

 

27 ноября – 1 марта 2026 года

Карл Росси. К 250-летию со дня рождения архитектора К.И. Росси

Государственный музей истории Санкт-Петербурга

Санкт-Петербург, Петропавловская крепость, 2

Rossi.png

Выставка рассказывает о творчестве Карла Росси (1775–1849) – великого зодчего-градостроителя, мастера русского ампира, создавшего парадный облик Санкт-Петербурга. Экспозиция включает более 150 его архитектурных и градостроительных проектов, эскизов и предметов декоративно-прикладного искусства. Особый раздел посвящен сотрудничеству Росси с Императорским стеклянным заводом. Об этой малоизвестной деятельности великого архитектора напоминают вазы, чаши и канделябр, выполненные по его эскизам из стекла и хрусталя. Отдельное внимание уделено работе зодчего в Печальной комиссии 1825 года, организованной в связи со смертью Александра I. Посетители увидят проекты траурного убранства Петропавловского собора, а также подлинные створки от траурного катафалка императора с панно воинских атрибутов по рисункам Росси.

Подготовили Варвара Рудакова и Ольга Щелкунова