Что почитать и что увидеть в январе
№133 январь 2026
Соловьев К.А., Шелохаев В.В.
Петр Аркадьевич Столыпин. Драма реформатора
М.: АФК «Система»; «Политическая энциклопедия», 2025

В книге признанных специалистов по истории предреволюционной России, докторов исторических наук Кирилла Соловьева и Валентина Шелохаева политическая биография председателя Совета министров Петра Столыпина (1862–1911) рассматривается на фоне драматических перемен, которые переживали Россия и мир в начале XX века. В центре внимания – программа реформ, пути их реализации и результаты, достигнутые в предвоенный период. Впервые в историографии предпринята попытка дать целостную характеристику системы взглядов премьер-министра, реконструировать свойственный для него понятийный аппарат. Как отмечают авторы, с самого начала имя Петра Столыпина и проводимый им политический курс были восприняты общественным мнением и массовым сознанием страны, вздыбленной революцией, неоднозначно: «Одни считали молодого провинциального политика, оказавшегося по воле царя на вершине политической пирамиды, "калифом на час"; другие питали надежду, что чиновнику, доказавшему свою эффективность на посту саратовского губернатора, удастся достойно проявить себя и в новом высоком качестве: справиться с разгулявшейся "революционной стихией", стабилизировать политическую обстановку в стране». Впрочем, «были и те, кто сразу же принял Столыпина в штыки, и чем дальше, тем больше они раздували огонь ненависти, готовили против него террористические акты».
Изначально консерваторы встретили и самого политика, и его «твердый курс» на подавление «революционных эксцессов» в буквальном смысле «на ура». Однако по мере ознакомления с системными реформами правительства их поддержка сменилась растущим отторжением. Своеобразная аберрация восприятия образа Столыпина и его политики произошла и в либеральной среде. Вначале либералы даже питали надежду на возможность заключить с ним «выгодное» соглашение. Но постепенно и среди них все громче стали звучать критические нотки в адрес премьер-министра, множились разногласия по многим внесенным в Думу законопроектам. Социалистический же спектр общественного мнения оставался верным себе: Столыпин и его курс рассматривались социалистами как категорически неприемлемые. Мало что изменилось в оценках личности, а также политической роли реформатора и после его трагической гибели в сентябре 1911 года. Либерально-демократические силы, пришедшие к власти в результате Февральской революции 1917 года, выразили свое отношение к памяти Петра Столыпина варварским актом разрушения его памятника в Киеве. Большевистский Октябрьский переворот на многие десятилетия закрепил в советском общественном сознании, а также в исследовательской и научно-популярной литературе крайне негативную оценку личности и деятельности царского премьера.
Общественный интерес к нему самому и проводимым им реформам возродился лишь с изменением политической ситуации в конце 1980-х – начале 1990-х годов. И все же «страсти по Столыпину» до сих пор не улеглись. Авторы книги на протяжении 30 лет собирали материалы об одном из выдающихся государственных деятелей России. Их работа в отечественных и зарубежных архивах, тщательный анализ прессы самых разных политических направлений, а также опубликованных и неопубликованных писем позволили создать всесторонний портрет реформатора и детально изучить его деятельность, направленную на создание новой и сильной России.
Воскобойников О.С.
Тысячелетнее царство: Христианская культура Средневековой Европы
М.: Альпина, 2025

«Средневековые люди не были ни глупее, ни ограниченнее, ни догматичнее нас. Только согласившись с этим, имеет смысл начинать исследование средневековой культуры», – отмечает автор книги, доктор исторических наук Олег Воскобойников. В монографии представлена общая картина развития христианской культуры Европы с эпохи Отцов Церкви до ее апогея на рубеже XIII–XIV веков. Наряду с общепризнанной классикой и шедеврами рассматриваются малоизвестные, недавно открытые и почти не изученные памятники словесности и изобразительного искусства. Анализ конкретных произведений сочетается с авторской интерпретацией общих тенденций развития культуры и подкреплен научным аппаратом.
Козляков В.Н.
«Большой спор» о Смуте. Великое посольство 1615–1616 годов
СПб.: Наука, 2025

В книге доктора исторических наук Вячеслава Козлякова впервые представлено полное описание Великого посольства 1615–1616 годов во главе с боярином князем Иваном Воротынским и переговоров о мире с комиссарами Речи Посполитой. В Московском государстве стремились добиться признания царского титула Михаила Романова, освобождения из плена его отца митрополита Филарета и удержания отторгнутого Смоленска. Польско-литовская сторона, в свою очередь, настаивала на праве королевича Владислава на московский престол и требовала новых территориальных уступок. Переговоры проходили при посредничестве представителя Священной Римской империи, образно определившего этот династический спор как столкновение «огня и воды». Приведенные в работе яркие цитаты из источников позволяют понять образ мыслей и тактику как московских послов, так и комиссаров Речи Посполитой, оценить роль Боярской думы в принятии дипломатических решений и проследить настойчивую борьбу за признание власти царя Михаила Федоровича. На основе документов из архива Посольского приказа и Статейного списка посольства 1615–1616 годов реконструируются ход переговоров и споры об условиях несостоявшегося мира. В приложении к монографии публикуется обнаруженный автором «Перечневый список» московской казны, разграбленной во время пребывания в столице иноземного гарнизона в 1610–1612 годах.
Пчелов Е.В.
Государственная геральдика на печатях Московского царства: типология изображений
М.: Старая Басманная, 2025

Традиционно считается, что история государственной геральдики России восходит к концу XV века, когда на известной двусторонней печати Ивана III впервые появилось сочетание эмблем – всадника, побеждающего дракона, и двуглавого орла. Самый ранний сохранившийся оттиск этой печати датируется июлем 1497 года, а матрица, по предположениям исследователей, относится к началу 1490-х. В монографии прослеживается история государственной символики на печатях русских великих князей и царей в период с конца XV по XVII век. Автор выделяет устойчивые изобразительные типы геральдических символов, анализирует их эволюцию в сфрагистике, а также особенности взаимодействия и бытования.
Верт П.
1837 год. Скрытая трансформация России
М.: Новое литературное обозрение, 2025

Профессор исторического факультета Университета Невады Пол Верт считает, что будущая реформаторская эпоха в России зарождалась в недрах николаевского правления. В центре исследования – 1837 год, вобравший в себя ряд знаковых событий: от гибели Пушкина и пожара в Зимнем дворце до возникновения провинциальной прессы, русской оперы и первого визита Романовых в Сибирь. Анализируя ключевые векторы развития страны, автор приходит к выводу, что именно с этого года началась медленная, но фундаментальная трансформация общественно-политического устройства государства.
Караулов С.В.
Эстетика Петербурга. Дворы Северной столицы, в которых оживает история
М.: Бомбора, 2025

Новая книга петербургского краеведа Сергея Караулова посвящена исследованию одного из самых самобытных феноменов архитектуры города на Неве – дворам-колодцам. Когда-то они возникли как рациональное решение градостроительных задач, навеянное образцами европейской застройки, а на сегодняшний день стали настоящим символом Петербурга, хранящего свои тайны за величественными фасадами. Рассказ автора дополнен фотопортретами и занимательной информацией о дворах, которые были свидетелями многих событий.
Роденков А.И., Лихолат К.В.
Изразцовые печи Петербурга. Заводы Великого княжества Финляндского
М.: Кучково поле Музеон, 2025

Прекрасно иллюстрированное издание знакомит с лучшими образцами декоративно-прикладного искусства рубежа XIX–XX веков – изразцовыми печами и каминами, созданными в Великом княжестве Финляндском и сохранившимися в Северной столице до наших дней. Открывает книгу исторический обзор, посвященный петербургским заводам, выпускавшим изразцовые печи и камины, а также их рекламной и выставочной деятельности. Одновременно рассказывается, как менялись вкусовые предпочтения горожан от периода историзма к эпохе модерна. Отдельное внимание уделено изделиям, созданным по проектам петербургских архитекторов.
Программные документы Белого движения. Сборник
Сост. и ред. С.В. Волков, В.Г. Хандорин
М.: Издательство Ruinaissance, 2025

Книга представляет собой сборник материалов, отражающих идеологию, программу и политику белых правительств периода Гражданской войны 1918–1922 годов. В документах рассматриваются ключевые направления их деятельности: внешняя и внутренняя политика, государственное и национальное строительство, экономика и социальные отношения, включая земельный и рабочий вопросы. Ряд источников позволяет проследить эволюцию программы белых властей по отдельным вопросам, а также выявить региональные особенности их политики. Многие из документов публикуются впервые.
Распад Югославии. Тридцать лет спустя
Отв. ред. и сост. С.А. Романенко
М.: Издательство ИНИОН РАН, 2024

Коллективная монография посвящена распаду Социалистической Федеративной Республики Югославия. Авторы проводят междисциплинарный анализ событий 30-летней давности, рассматривая их в контексте как внутреннего развития многонационального государства, так и международных отношений, прежде всего – периода окончания холодной войны. Важной задачей было выявление взаимосвязи этих двух процессов.
3 октября – 11 января 2026 года
…И пришли мне чтения доброго
Государственный музей истории религии
Санкт-Петербург, Почтамтская улица, 14

Выставка, посвященная русской рукописной книге и ее читателям, построена на материалах XV–XVII столетий, сюжеты которых восходят к XI–XII векам. Более 150 экспонатов – от церковной литературы и сборников житий до азбук, букварей, лубочных картин и книг из домашнего обихода крестьян, купцов, ремесленников и солдат – наглядно демонстрируют, что русская книжность была достоянием не только духовенства, но и простых людей. Экспозицию дополняют иконы, литографии, образцы древнерусской одежды, предметы быта, создающие исторический контекст. Среди ключевых памятников – сборник поучений для мирян «Измарагд» конца XV века, нравоучительные повести «Яков Еврей» и «Пчела» (1643), а также «Путешествие по святым местам находящимся в Европе, Азии и Африке села Павлова жителем Киром Ивановым Бронниковым, совершенное в 1820 и 1821 годах» с экслибрисами графа Дмитрия Шереметьева.
4 октября – 1 февраля 2026 года
Еще ничего не решено. Люди 20-х годов
Иркутский областной историко-мемориальный музей декабристов
Иркутск, переулок Волконского, 10

Концепция выставки перекликается с творческим замыслом Льва Толстого: как и писатель, начавший с романа о возвращении декабриста из ссылки и пришедший к «Войне и миру», экспозиция оставляет героев накануне восстания, до событий на Сенатской площади. Каждая комната особняка превращается в отдельную «сцену эпохи», где разворачиваются события того короткого, но насыщенного исторического периода, который длился менее 10 лет. Выставка не просто предлагает хронологический рассказ о времени больших споров и идей, а приглашает к размышлению: существовали ли альтернативные пути развития тех событий? Можно ли было разрешить накопившиеся противоречия иначе? Могла ли вообще история пойти другим путем?
11 октября – 1 февраля 2026 года
Москва и москвичи в эпоху Николая I
Государственный музей-заповедник «Царицыно»
Москва, Дольская улица, 1, стр. 6

Выставка охватывает ключевой 30-летний период истории Москвы – от коронации Николая I в 1826 году до кончины императора в 1855-м, раскрывая жизнь города через быт, нравы и судьбы его обитателей. Экспозиция объединила более 250 уникальных предметов из 21 музея, частных коллекций и главной библиотеки страны. В их числе – живописные полотна и литографии, парадные портреты и архивные документы, книги и образцы декоративно-прикладного искусства. Тщательно подобранные артефакты и современные технологии позволят гостям ощутить контрасты эпохи. Здесь соседствуют монументальные достижения, такие как строительство Большого и Малого театров, открытие железнодорожного сообщения между Москвой и Петербургом, сооружение Большого Кремлевского дворца и храма Христа Спасителя, и живая повседневность: атмосфера салонов, в которых в неформальной обстановке собиралась интеллектуальная элита, и трактиров с блюдами истинной русской кухни.
18 декабря – 23 февраля 2026 года
Поиски архаики в эпоху модерна: к 150-летию А.А. Миллера
Российский этнографический музей
Санкт-Петербург, Инженерная улица, 4/1

Выставка приурочена к юбилею Александра Миллера (1875–1935) – выдающегося археолога, этнолога, музейного деятеля и коллекционера. В основу экспозиции лег жизненный и профессиональный путь ученого. Его научный метод был направлен на поиск и фиксацию этнографических материалов, отражавших древние черты местных культур. Среди экспонатов – орудия горного земледелия, разнообразные ремесленные инструменты, предметы прядения и ткачества, уникальные костюмы, раритетные ковры, архаичные ювелирные украшения, а также предметы культа местных верований и мировых религий. Эти вещественные памятники дополнены экспедиционными фотографиями, знакомящими с культурным ландшафтом и воссоздающими живую атмосферу повседневности.
18 сентября – 1 марта 2026 года
Следопыты земли московской: история московской археологии
Музей археологии Москвы
Москва, Манежная площадь, 1а

Новая выставка из цикла «Следопыты земли московской» детально освещает ключевые этапы археологического изучения столицы. Отправной точкой стал 1933 год, когда между Метростроем и Государственной академией истории материальной культуры был заключен договор на археологические работы в зоне прокладки первой линии метрополитена. В результате был собран уникальный материал по истории и топографии средневековой Москвы, подтвердивший результаты архивных исследований ученых. На выставке посетители познакомятся с историей московской археологии ХХ и XXI веков благодаря представленным фотографиям, документам и материалам раскопок.
27 ноября – 1 марта 2026 года
Карл Росси. К 250-летию со дня рождения архитектора К.И. Росси
Государственный музей истории Санкт-Петербурга
Санкт-Петербург, Петропавловская крепость, 2

Выставка рассказывает о творчестве Карла Росси (1775–1849) – великого зодчего-градостроителя, мастера русского ампира, создавшего парадный облик Санкт-Петербурга. Экспозиция включает более 150 его архитектурных и градостроительных проектов, эскизов и предметов декоративно-прикладного искусства. Особый раздел посвящен сотрудничеству Росси с Императорским стеклянным заводом. Об этой малоизвестной деятельности великого архитектора напоминают вазы, чаши и канделябр, выполненные по его эскизам из стекла и хрусталя. Отдельное внимание уделено работе зодчего в Печальной комиссии 1825 года, организованной в связи со смертью Александра I. Посетители увидят проекты траурного убранства Петропавловского собора, а также подлинные створки от траурного катафалка императора с панно воинских атрибутов по рисункам Росси.
Подготовили Варвара Рудакова и Ольга Щелкунова


